Игры на развитие мышления
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных.
Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с
изображением пищи, предлагают всех "накормить".
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса,
заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово
и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему
слову. Транспорт - ..., птицы - ...
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый
просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ:
развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения
существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в
группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите
ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи
картинки, которые он оставил.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
ЧЕРЕДОВАНИЕ
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите
внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной
последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных
палочек и т.д.
ОТВЕЧАЙ БЫСТРО
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен
быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и
качество (вкус, форму) предмета.
УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо
понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи;
фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие
зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
ГОВОРИ НАОБОРОТ
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только
наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие
пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный -
глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий,
трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и
т.д.
БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен
поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч
надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу;
кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять;
туфли стеклянные и т.д.
Использованная литература
Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше.– М.,
1985