Самааналіз занятка

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

1. В какой группе занятие.
  2.Тема занятия.

З. Тип занятия  и его структура.

4. Каково место данного занятия в этой теме? Как это занятие связано с предыдущими? Как это занятие  работает на последующие занятия?

5. Краткая психолого - педагогическая характеристика группы (уровень подготовки и развития детей).

Какие особенности детей были учтены при планировании занятия?

6.Какова триединая дидактическая цель занятия (его развивающий, обучающий, воспитательные объекты). Дать оценку успешности в достижении  цели занятия, обосновать показатели реальности занятия.

7.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью занятия. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на занятии.

8.Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы занятия? Логичны ли связки между этими этапами?

9.Отбор дидактических материалов ,ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями занятия.

10. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков детей? На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организованы регулирование и коррекция знаний?

11. Психологическая атмосфера на занятии и общение детей и педагога.

Как вы оцениваете результаты занятия? Удалось ли реализовать все поставленные задачи занятия? Если не удалось, то почему?

 12.Наметь перспективы своей деятельности.

 

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЁ   СОБСТВЕННОЕ ЗАНЯТИЕ

     Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий педагог? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить кратко, то можно ответить так: творчески работающий педагог - это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность - важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь занятие как основную ее форму. Из чего же складывается такой анализ? Попробуем ответить на этот вопрос.

    I.  Первое, что должен сделать педагог, анализирующий своё занятие, - определить его место в теме и в общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после занятия.
  Попытаться соотнести поставленные цели занятия для детей и для педагога с достигнутыми на занятии и определить причины успеха или неудачи.
      Определить уровень формирования на занятии знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  Ответить на вопрос, что нового дало данное занятие для развития ума, памяти, внимания,   для формирования интереса к данному занятию.
       Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно вашим интересам, темпераменту, уровню подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?
      Попробовать оценить степень активности детей на занятии. Сколько раз и кто из них выступал на занятии, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию, что из этого получилось?

     При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности детей при оценке его работы, сравнения его с другими детьми, данной группы.
       Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес детей  к занятию на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности детей на занятии? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами дети!
       Ответить на вопрос, как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал занятия?
       Очень важным для занятия является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью детей. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на занятии?
        Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников занятия, характер их общения.
      Наконец, немаловажным является настроение педагога после занятия. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как занятие прошло, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Надо помнить , что многие неудачи занятия связаны с настроением детей после предыдущего занятия. Поэтому далеко не лишне постараться узнать о проблемах детей еще до своего занятия. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

И ещё необходимо помнить о том, что, каким бы ни было занятие, требовалось определенное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми занятие обладало.