Метод наглядного моделирования. Практические советы

Использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи. Практические советы воспитателям  учреждения дошкольного образования.
Разгарнуць

 

    Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний, умений и навыков, с которыми выпускники УДО переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении  школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка.                                               

     На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования.  

     Наглядное  моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного  моделирования  помогает  ребенку  зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Ведь дети пока лишены возможности что-то себе отметить или записать. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

 Актуальность использования метода  наглядного моделирования с детьми  дошкольного возраста состоит в том, что:                                                                                                     

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;                
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;                                                                                                   
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

    В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать геометрические фигуры,  схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.

    Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей нужно начинать уже с младшего возраста. С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:

Первый: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.

Второй: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы.

     В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”

   Знакомство детей с моделями нужно начать с простых, несложных игр, постепенно их усложняя. Игра - «Что это?» Карточка разделена на две части. На одной изображен реальный предмет (например – паровоз, солнце, домик, елка), а рядом схематическое изображение этого предмета. Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: колесо, труба, окно, лучики и т.д. Затем педагог обращает внимание детей на схематическое изображение и сравнивает его с реальным предметом. Так ребенок запоминает, а затем и узнает реальный предмет в схематическом изображении.

Теперь можно перейти ко второй игре: «Лото». Такая же карточка, как и в первой игре. На одной части изображен реальный предмет, другая часть пустая. Перед детьми отдельно лежат карточки со схематичными изображениями предметов. Ребенок должен подобрать модель к реально изображенному предмету.

     Следующий этап - игра: «Угадай». Перед ребенком расположены схематические изображения различных предметов (неваляшка, круг, зонтик, ежик, гриб, часы). Малыши должны угадать, что изображено на карточке. Дети успешно справляются с этим заданием. «На что похоже?» На листе бумаге, картона, в верхней части нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко, воздушный шарик. Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно. Еще один способ знакомство детей с моделями. Эту игру сделать очень просто: вырезается или рисуется картинка, но не вся, а отдельная ее часть. Например, только кабина машины. К этому изображению дорисовывается схематично недостающая часть. В данном случае – кузов и колеса. Аналогично можно изобразить животных – кошка, собака, медведь, заяц, петух и т.д. Когда дети непосредственно будут работать с моделями, им легче будет ее узнавать.

    Теперь можно перейти к рассказыванию сказок. Вначале – с картинками. Затем, с использованием схем-моделей. Педагог рассказывает сказку, например «Репка», сопровождая свой рассказ выкладыванием на фланелеграфе моделей, вместо иллюстративных картинок. Аналогично проводится рассказывание других сказок, например, «Курочка - ряба». Так же детям можно предложить игру «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры», где дети должны придумать, какие сказки могут обозначать эти фигуры.

      Игры со схемами-моделями можно перенести и в сюжетно-ролевую игру: «У куклы Кати день рождение». Дети помогают накрыть стол для именинницы, используя не настоящие предметы, а карточки – схемы.

Начиная с младшей группы, широко применяют мнемотаблицы,  мнемодорожки.

    Таким образом, научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна  детям  дошкольного возраста. Умение создавать и применять модели даёт возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение, развивает умение детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать сказки, составлять различные виды рассказов о том или ином объекте, явлении. Метод наглядного моделирования можно использовать на  всех видах занятий по развитию связной речи.

Згарнуць